
Эссе на тему:
«Каким
должен быть учитель»
Если учитель
имеет только любовь к делу,
он будет хороший
учитель.
Л.Н. Толстой
Учить детей -
дело необходимое, следует понять, что весьма полезно и нам самим учиться у
детей.
М. Горький
Каникулы.
Прихожу
в школу. Непривычно тихо. Что это? Школа перестала дышать, она похожа на йога,
который ввел себя в состояние бездействия: живет, но не движется, дыхание
остановлено, пульс не бьется. И школа, как и этот чудак, впала в летаргический
сон. Ее пульс, ее дыхание – это дети.
Поднимаюсь
на четвертый этаж: каждый шаг гулко раздается на лестнице, потом в коридоре.
Слышны редкие, отдаленные звуки – это пришли другие учителя. Их можно даже
различить по походке, тембру голоса.
Отпираю
дверь своего кабинета. Захожу. Парты, стулья, цветы, шкафы, книги, тетради –
всё на месте, но чего-то не хватает. Чего-то… Нет же, не чего-то, а кого-то. В
классе нет ни одного ребенка! В коридоре нет. В соседнем кабинете тоже нет.
Можно
выдохнуть, расслабиться на несколько дней. Целых несколько дней никто не будет
ежесекундно требовать внимания! Как это приятно!.. Да, это радует первые пять
минут, десять, пятнадцать, а потом становится скучно, и я пустею, как эта
школа. Пишу отчеты, а думаю о своих учениках, переживаю за их неудачи, ведь
отчасти в этом есть и моя вина: что-то не так объяснила.
И
вдруг откуда-то раздаются быстрые легкие шаги, тоненькие голосочки, смех.
Открывается дверь, и в класс заходят дети. Они принесли вихрь своих эмоций,
волнений, впечатлений, и я заражаюсь атмосферой радости, легкости. Они пришли,
потому что знают, что их здесь поймут, выслушают, поддержат. Совет вместо
нравоучения, сопереживание вместо равнодушия, способность познавать что-то
новое вместо убежденности в непоколебимости каких-либо истин – вот чего ждут
дети от учителей. Отношения должны быть партнерскими, сотрудническими и, может
быть даже, сотворческими.
Учительская
мудрость заключается именно в умении стремиться к совершенству вместе с детьми,
учиться вместе с ними, не бояться довериться им, узнавать все время что-то
новое, тем более, что в рамках современной действительности невозможно быть
компетентным во всём, и может оказаться так, что учитель может чему-то
поучиться у своих учеников. Нужно уметь
удивлять и удивляться самому, ведь если нет собственной заинтересованности в
предмете и в окружающем мире, то как можно привлечь к ним других?
Любовь
к детям, искренность, желание сделать новое для них и с ними вместе,
самосовершенствование в профессиональной сфере, готовность помочь и поддержать
ученика – все эти качества должны лежать в основе столь удивительной профессии
– учитель.
Мне интересно открывать для себя что-то новое, учиться, творчески расти, поэтому я регулярно прохожу курсы повышения квалификации, изучаю нотную грамоту, посещаю занятия по сольфеджио, пою в любительском хоре. Люблю ходить в театр и размышлять об особенностях постановок. Есть что-то общее между профессиями режиссёра и учителя. И театр, и школа являют собой синтез нескольких направлений.
Также есть у меня и научные публикации, отсканированный вариант которых можно посмотреть, перейдя по следующим ссылкам:
- Курицкая А.А. Поиск новых форм изображения жизни и смерти в драматическом произведении (на примере пьесы Л.Н. Андреева "Жизнь Человека") // Вестник Орловского государственного университета. Орёл, 2012. - С. 313-315.
/kurickaja-statja_v_orlovskom_vestnike-oblozhka.jpg, /kurickaja-statja_v_orlovskom_vestnike-1.jpg, /kurickaja-statja_v_orlovskom_vestnike-2.jpg, /kurickaja-statja_v_orlovskom_vestnike-3.jpg
- Курицкая А.А. Диалог о «Ревизоре»: Вяч. Иванов – Вс. Мейерхольд // Русский символизм и мировая культура: Сборник научных трудов. М.: Экон-Информ, 2009. – Вып. 3. С. 113-124.
- Курицкая А.А., Сугай Л.А. «Ревизор» Мейерхольда. // Вестник Литературного института им. А.М. Горького. М.: Изд. Литературного института им. А.М. Горького. 2008. С.89-109.
- Курицкая А.А., Сугай Л.А. Гоголь и проблема народного просвещения на рубеже XIX-XX веков // Н.В. Гоголь и народная культура: материалы докладов и сообщений международной научной конференции. М.: ЧеРо, 2008. С. 367-375.
- Курицкая А.А. Русский театр в поисках стиля: "Ревизор" на сцене рубежа XIX-XX веков // На рубежах эпох: стиль жизни и парадигмы культуры. Сборник научных трудов. Вып. 3. - М.: Экон-Информ, 2007. С. 163-168.